о результатах работы прокуратуры Кваркенского района в сфере исполнения законодательства о противодействии коррупции за 11 месяцев 2016 годаот 01 декабря 2016 года
В настоящее время, борьба с коррупцией является одним из приоритетных направлений государственной политики, на чем в своем очередном послании Федеральному Собранию Российской Федерации сделан акцент президентом страны Путиным В.В.
Аналогичные задачи поставлены президентом РФ и на встрече проводимой 05.12.2016 с высшими офицерами, назначенными на командные должности, в числе которых были и прокурорские работники.
Прокуратурой района в целях способствования реализации Указа Президента РФ от 01.04.2016 № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы» в течение 2016 года проводилась системная и наступательная работа в рассматриваемой сфере.
Специфика проводимых проверок носила разнообразных характер, начиная от проверки сведений отраженных в декларациях о доходах представляемых государственными и муниципальными служащими, заканчивая использованием бюджетных средств в рамках финансирования муниципальных учреждений, осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.
В результате проведенных проверок в истекшем периоде 2016 года прокуратурой района выявлено 83 нарушения закона. В связи с выявленными нарушениями, прокуратурой района приняты меры реагирования, направленные на их устранение.
Прокуратурой района проведена проверка более двухсот нормативных правовых актов из которых 21 содержал коррупциогенные факторы и противоречащие федеральному законодательству нормы.
На данные акты принесены протесты, которые рассмотрены и удовлетворены.
Так, во всех муниципальных образованиях Кваркенского района созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Анализ правовой базы деятельности данных комиссий указал на необходимость её совершенствования в области противодействия коррупции.
Изучение постановлений об утверждении Положений о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулирования конфликта интересов в администрациях сельских поселений не соответствовали требованиям Указа Президента РФ от 22.12.2015 № 650. В связи с выявленными нарушениями, прокуратурой района в адрес глав 11 сельских поселений направлены протесты, которые рассмотрены и удовлетворены.
В ходе проверки, проведенной совместно с прокуратурой области выявлено 10 постановлений, регламентирующих порядок передачи в администрацию муниципального образования подарков, полученных муниципальными служащими в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, противоречащих требованиям постановления Правительства РФ от 09.01.2014 № 10, которые опротестованы прокурором района.
Выявлялись прокуратурой района нарушения, устранение которых могло быть достигнуто лишь по средством внесения представления, которых в истекшем периоде 2016 года внесено 12, 9 из которых рассмотрены и удовлетворены. 1 лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, 3 представления находятся в стадии рассмотрения.
К примеру, в ходе проведенных проверок в отношении исполнительных органов местного самоуправления выявлен ряд нарушений.
В ходе проверки в администрации МО Кваркенский район установлено, что в нарушение требований Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» в 2014-2016 г.г. из 9 членов комиссии по урегулированию конфликта интересов лишь один являлся лицом, не замещающим должности муниципальной службы в администрации МО Кваркенский район. Указанное нарушение устранено лишь 09.03.2016.
Также выявлен ряд нарушений при реализации муниципальной программы «Противодействие коррупции в Кваркенском районе на 2014-2016 гг.», отдельные мероприятия которой не момент проведения проверки были не исполнены. Отдельные мероприятия программы носили формальный и не конкретный характер.
Необходимо отметить, что несмотря на большой объем включенных мероприятий в сфере противодействии коррупции на 2016 год было выделено финансирование в размере 1 500 рублей, в то время как Решением Совета депутатов МО Кваркенский район от 28.12.2015 №25 «О районном бюджете на 2015 год» показало, что финансирование муниципальной программы «Противодействие коррупции в Кваркенском районе на 2014-2016 гг.» не предусмотрено.
Указанные нарушения нашли свое отражение во внесенном в адрес главы МО «Кваркенский район» представлении.
Проведенная проверка в администрации МО «Кваркенский сельсовет» также выявила формальный характер при реализации положений муниципальной программы в указанной сфере.
Кроме того, установлено, что антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и их проектов в 2013-2016 гг. в администрации сельского совета не проводилась.
Деятельность комиссии по урегулированию конфликта интересов имела существенные недостатки.
Так, решение комиссии по урегулированию конфликта интересов от 01.02.2016 принято с нарушением требования положений Указа Президента РФ от 01.07.2010 № 821, а именно рекомендовано главе администрации МО Кваркенский сельсовет применить к муниципальному служащему дисциплинарное взыскание и в то же время указать муниципальному служащему на недопустимость нарушений требований к урегулированию конфликта интересов, председателем комиссии в протоколе указан глава администрации МО Кваркенский сельсовет.
В нарушение ч. 4.1 ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ в администрации МО Кваркенский сельсовет в 2014-2016 гг. не назначено лицо, ответственное за профилактику коррупции.
По указанным фактам в адрес главы МО Кваркенский сельсовет внесено представления. Представления рассмотрены и удовлетворены. Приняты меры по устранению нарушений, 1 лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Также выявлялись случаи несоответствия занимаемых должностей муниципальными служащими, по тем или иным основаниям.
К примеру, в ходе проверки проведенной в администрации МО «Кваркенский район» установлено, что главный архитектор районной администрации принят на должность без необходимого стажа работы, что явилось несовместимым с дальнейшей работой в указанной должности.
В результате внесенного прокуратурой района представления, лицо освобождено от занимаемой должности.
Аналогичные нарушения выявлялись в 4 квартале 2015 года в администрации МО «Аландский сельсовет», при этом после внесенного представления прокуратуры района, заместитель главы сельского поселения, не соответствующий квалификационным требованиям, продолжил работу в занимаемой должности, в связи с чем в 1 квартале 2016 года прокуратурой района в Кваркенский районный суд направлено заявление с требованиям о его увольнении. Требования прокурора удовлетворены.
Вопросы прекращения статуса депутата, рассматривались прокуратурой района в отношении одного из депутатов МО «Уртазымский сельсовет», который приговором суда от 17.12.2015 осужден по п.п. «б, в» ч. 1 ст. 256 УК РФ, что в силу закона обязывало его досрочно прекратить полномочия, чего сделано не было.
В связи с выявленными нарушениями, прокуратурой района в совет депутатом МО «Уртазымский сельсовет» внесено соответствующее представление, которое рассмотрено и удовлетворено.
Прокуратурой района при проведении проверок уделено внимание вопросам аффилированности в деятельности органов местного самоуправления.
Проведенными проверками вскрыты факты заключения главами МО «Бриентский сельсовет», «Кировский сельсовет», «Таналыкский сельсовет» гражданско-правовых договоров с близкими родственниками, что прямо запрещено п. 7 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и указывает на конфликт интересов, определение которому дано в ч.1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в совет депутатов указанных муниципальных образований внесены представления с постановкой вопроса о прекращении главами своих полномочий в связи с утратой доверия. Представления прокурора находятся в стадии рассмотрения.
Наиболее серьезные нарушения выявленные прокуратурой района в истекшем периоде 2016 года послужили основанием для возбуждения 3 уголовных дел коррупционной направленности.
Так, проверкой, проведенной в районном отделе образования администрации МО Кваркенский район, выявлен факт совершения мошеннических действий в результате которых из МАОУ ДО «Кваркенский ЦВР» похищены бюджетные средства в размере более 400 тыс. рублей.
В связи, с чем материалы проверки прокуратурой района направлены в территориальный отдел полиции, по результатам рассмотрения которых возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК РФ. В настоящее время по уголовному делу ведется предварительное следствие.
Факты совершения коррупционных преступлений выявлены прокуратурой района в деятельности участковой избирательной комиссии №534, председателем которой присвоены денежные средства выделенные на оплату труда членов комиссии при проведении выделенных для проведения выборов Губернатора Оренбургской области, а также выборов депутатов в совет депутатов МО Кваркенский район Оренбургской области на общую сумму 36 352 рублей.
По материалам проведенной прокуратурой района проверки СУ СК по Оренбургской области возбуждено 2 уголовных дела по ч. 3 ст. 160 УК РФ, в последующем объединенных в одно производство. Приговором Кваркенского районного суда от 12.07.2016 председатель территориальной избирательной комиссии признан виновной в совершении преступлений предусмотренных ч. 3 ст. 160 УК РФ, с назначением наказаний в виде штрафа в размере 60 000 рублей, а также с дополнительным наказанием в виде запрета занимать должность, связанную с участием в избирательной комиссией сроком на 2 года. Причиненный ущерб возмещен в полном объеме.
Освещая работу органов прокуратуры, обеспечено 27 выступлений по обозначенной тематике. По двум наиболее актуальным и социально значимым проверкам, их результаты освещены по региональному телевидению.
Завершая выступление, хотелось бы обратить внимание всех участников совещания о необходимости постоянного повышения правовой грамотности в сфере противодействия коррупции, больше уделять внимания работе по разъяснению действующего законодательства среди населения, а также подчиненных сотрудников, в коллективах предприятий с целью профилактики «бытовой» коррупции и создания доверительных отношений с населением, шире освещать в средствах массовой информации работу по противодействию коррупции.
Старший помощник прокурора района
юрист 1 класса
А.В Косенко |